Качественные структуры бытия
Качественные структуры всего бытия являются психическими и целенаправленными. Эклектические попытки соединения двух мировых начал — материи н духа — встречаются так же часто, как и попытки соединить монизм и плюрализм. Один из западных философов, Г У Кэрр, пытается объединить материю и дух в нечто «одно», утверждая, что субстанциальность этого «одного» возникает только при таком соединении.
Основание же соединения он усматривает в туманно понимаемом принципе активности, сочетающем в себе знание объекта и знание условий его познания. Объективируя человеческую духовную активность, Г. У Кэрр уподобляет ее монадам Лейбница, которые также «пересекают» и «проникают» друг в друга, не вступая при этом во взаимодействие. У Кэрр уподобляет ее монадам Лейбница, которые также «пересекают» и «проникают» друг в друга, не вступая при этом во взаимодействие.
Это функциональное единство всех форм активности, считает Г. У Кэрр, помогает понять единство всех форм бытия — сознания, жизни и даже механического движения. При неприятии этого постулата, говорит он, нам будет трудно объяснить, как осуществляется переход от косной субстанции-материи к деятельной и подвижной жизни природы и общества. Для нас здесь важным моментом является, во-первых, обнаружение активно-деятельностных истоков субстанциализма и, во-вторых, постановка в новых условиях вопроса о переходе от «одного» к «множеству».
Оставить комментарий